Дорожно-строительная отрасль всегда остро нуждается во внедрении более дешевых и эффективных строительных материалов, которые позволят улучшить качество дорожной одежды, тем самым увеличить их межремонтный срок , что позволит сократить расходы на обслуживание автомобильных дорог.
В Казахстане накоплено более 22 млрд. тонн отходов, из них более 16 млрд тонн техногенных минеральных образований и около 6 млрд тонн опасных отходов. Ежегодно образуется порядка 700 млн тонн промышленных отходов и сейчас АО «НК «ҚазАвтоЖол» уделяет огромное внимание применению данных отходов в строительстве и реконструкции республиканских трасс.
И так, за последние 5 лет было применено 7730,2 тыс. тонн производственных отходов при строительстве и реконструкции автодорожной республиканской сети. Только 432,5 тыс. тонн шлакового щебня дорожники применили в строительных работах по коридору «Центр-Юг». Источниками отходов являются АО «АрселорМитталТемиртау» и ТОО «АлбаСтройДор». Также, по данному коридору использовали гранулированный доменный шлак в объеме 291,2 тыс. тонн.
Кроме того, по коридорам «Центр – Юг» и «Центр – Восток» имеются участки с применением других промышленных отходов, такие как – золошлаковые отходы, бокситовый шлам, зола уноса, зола гидроудаления. Использование всех этих шлаков позволит уберечь природные ресурсы и остановить загрязнение окружающей среды.
Также QazAvtoJol акцентирует внимание не только на применение производственных отходов, но изучает другие технологий по использованию вторичного сырья в дорожной отрасли, так на автомобильной дороги республиканского значения «Кокшетау – Кишкенеколь – Бидаикский – гр.РФ (на Омск)» км 14-50 проведено опытно-экспериментальное внедрение на участке протяженностью 460 м, с применением в верхнем слое асфальтобетонного покрытия резиновой крошки АРП (отходы резины, включая старые шины). Сейчас дорожники наблюдают за поведением дорожной одежды.
Применение метода холодного ресайклинга эксперты считают одним из способов снижения материалоемкости и экономии расходов на ремонт автомобильных дорог. Данным методом существующее асфальтобетонное покрытие фрезеруется и повторно применяется за счет смешивания с вяжущим, т.е. из отходов создаются новые несущие слои с необходимыми физико-механическими свойствами, способные выдерживать эксплуатационные нагрузки. С 2015 года по технологии холодного ресайклинга из вторичного материала выполнен ремонт автодорог протяженностью более 2 тыс. км. Специалисты дорожной отрасли уверены, применение вторичного материала позволит улучшить качественные характеристики дорог, тем самым увеличить их долговечность.