Почему "стреляют" бетонные дороги и почему это не только казахстанская проблема
На днях в Павлодарской и Туркестанской областях на автодорогах республиканского значения были зафиксированы случаи коробления цементобетонного покрытия. Подобные явления зачастую вызывают обеспокоенность у автомобилистов и граждан, однако важно понимать: речь идет не о браке или недоработке, а о типичном поведении бетонных дорог в условиях экстремальной жары. И это - не уникальная ситуация для Казахстана.
Так почему же бетон "стреляет"?
Цементобетонные покрытия особенно чувствительны к резким перепадам температур. В жаркую погоду плиты сильно нагреваются, расширяются, и если не хватает зазоров или ослаблены швы, возникает внутреннее напряжение. Это может привести к резкому поднятию плиты или так называемому «выстрелу». Такой эффект особенно часто проявляется в тех регионах, где дневная температура превышает +35C и выше, что характерно и для южных и центральных областей Казахстана.
Мировая практика подтверждает: это нормальное физическое явление
США
Практически каждое лето сообщения о «взрывающихся» бетонных дорогах приходят из Миннесоты, Висконсина и Иллинойса. Например, в июне 2022 года в Миннесоте на шоссе I-94 произошло несколько случаев подъема бетонных плит, движение было временно перекрыто.
Германия
В 2019 году на автобане A93 произошёл аналогичный случай при температуре воздуха +38C - бетонная плита резко выгнулась, автомобиль получил повреждения.
Россия
На трассах в южных регионах России (Ростовская область, Краснодарский край) летом также фиксируются случаи коробления бетонного покрытия при высокой температуре.
Польша
Летом 2023 года на трассе S3 в Западной Польше также произошло «вспучивание» бетона, причиной которого стали жара и старение материала.
Что делают дорожные службы?
Такие участки моментально берутся на контроль. В Казахстане специалисты АО «НК «ҚазАвтоЖол» оперативно выезжают на место, проводят работы по устранению деформации, расширяют температурные швы, восстанавливают геометрию покрытия. Также внедряются технологии для предотвращения подобных явлений в будущем - усиленные деформационные швы, температурные компенсаторы, современные составы бетона, которые устойчивее к термическому воздействию.
Явление «стреляющего» бетона - это не уникальная проблема, а физически объяснимый процесс, с которым сталкиваются даже развитые страны с высокими стандартами дорожного строительства. Важно, что на такие случаи реагируют быстро, принимаются меры по устранению и профилактике. Вместо критики необходимо понимание: бетонные дороги, хоть и обладают высокой долговечностью, требуют особого подхода при эксплуатации в условиях климата с резкими температурными колебаниями.